Оставить отзыв
Ru  /  Eng
Телефон
для справок:
(495) 771-52-20
с 10-00 до 22-00
Адреса наших салонов

Выездная примерочная и доставка

Серьги 008

Заметка на фильм Государственные похороны


Лозницы потянуло на богатую хронику. В архивах осталось час кинематографических кадров с похоронами Сталина. Начало марта 1953 был очень холодным и не только по погодным условиям, но и за настроениями. «Государственные похороны» передает это настроение коллективной скорбью за глубокой детализацией и ярким красным и черным цветами. Из громкоговорителей раздаются бесконечные оды вождю коммунистической партии и длинные перечисления его достижений на этом посту. А в кадре - народ, который очередями выстраивается за газетами с некрологом. В хронику попадают одинаковые портреты Сталина и большие тексты судмедэкспертов, которые подробно расписывают (чуть ли не посекундно) его выход из жизни.

Кроме, собственно, самых похорон, в фильме присутствуют ценные видеоматериалы с Таджикистана и дальнего Якутии, где люди долго добираются до райкомов, чтобы послушать с радио информацию о смерти своего лидера. Женщины плачут, мужчины с кислым выражением лица долго вглядываються в камеру операторов. Лозница предоставляет доступ зрителю и в Кремль, где очередь к покойному, кажется, никогда не закончится. И опять же, сопровождается одами Сталину. Особенно ценным стали несколько точек зрения в речи Маленкова, Берии и Молотова, которых слушают по всему Советскому Союзу.

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что смотришь полноценное кино, а не хронику, документированную десятками операторов. Настолько удачно документалистам удалось поймать естественное и неестественное в темных коридорах Кремля. Кульминацией Сергей Лозница выбирает длинный проход портрета Сталина, поднятого краном высоко в небо. Останавливаются заводы, автомобили, железнодорожные поезда и в конце концов люди, чтобы подвергнуться масштабной скорби уже не за человеком, как за временем, которого не вернуть. Сплошная тишина вокруг не угнетает, а пугает, учитывая финальные титры от режиссера о преступлениях культа Сталина.

Между XX съездом коммунистической партии и похоронами лидера нации прошло всего три года. Эта переоценка сильно поражает, когда просматриваешь двухчасовой монтажный фильм Лозницы. Запоминается монолог неизвестного мужчины, который хвалит Сталина за возможность объединить народы мира. Он акцентирует внимание на приезде Генералиссимуса в затопленные шахты Донбасса и полуразрушенных после войны фабрик. По его же воспоминаниям, никому не удалось объединить Украину, но Сталин сделал невозможное и объединил. Это повествование об «объединении народов» напоминает мощный опус постправды уже и в 1950-х - так убедительно звучит голос рассказчика. Спустя десятилетие в кинопрокате появляться десятки фильмов о Голодоморе и сталинских репрессиях, которые до сих пор не положили конец дискуссиям вокруг личности «вождя». А казалось, что прошло 70 лет! Вероятно, не положит конец и «Государственные похороны». Каждую пятницу мы с подругами ищем винный бар в центре и каждый раз разочарование. Так было, пока самая краивая из нас не поставила цель — обойти лучшие винные бары Москвы и выбрать тот самый. Вот у Гудмана — тот самый.
< >
:

Наверх